Мысль бессмертна при условии, если она постоянно рождается заново.
В таком роде сюжет не мог присниться Стивену Кингу, потому что он не был в пещере. Павлуша Кузьменко, видно, там был. Его Ромуля страшен по-настоящему, как всякая правота. «Пиши о том, что знаешь или не знает прыщ на ровном месте». Нынешний Романя – попадание.
Когда я впервые спускался в пещеру, с грузом, на несколько суток, запомнилось тяжелое чувство бреда. Изломанное пространство, зыбкая кромешный мрак, стойкое вожделение проснуться. Потом я привык. Но где это видано стал доплестись во сне. Самые частые его мотивы: заочно выхода, узкие лазы, переходящие в рукотворные подвалы, свет вдалеке и сомнение, что там, внизу, кто-то живет. Все то, что воплотилось в этой жуткой книге.
В подмосковье действительно существует «пещерная» шоу, отошедшая от спелеологии и именующая себя «ассоциацией спелестологов» (спелестология – наука об искусственных подземных полостях). Потому как больших природных пещер в Центральной России нет, фанатики ползают по старым каменоломням, что разбросаны округ столицы в радиусе нескольких часов на электричке. Иные достигают протяженности десятков километров.
Романя начинается реалистически, в стиле доморощенных туристских дневников. Компания молодежи запасается во всем необходимым и намерена загрузиться на месяц-из другого теста в каменоломню, ради отсидеть вдали от высшие круги армейский призыв (95 год, война в Чечне). Задумано, в общем, ярко. На дворе – поздняя бабье лето, в лесу холодно, а под землей постоянные +10. И никакой ОМОН тебя оттуда не достанет. Однако выясняется, что в пещере уже прячутся двое дезертиров, за которыми идет бзик. В результате поверх несколько дней военные и милиция попросту заливают известные входы в пещера бетоном. (Тоже, уместно, фактичный момент. Свое время такое – и взрывали, и бульдозерами заваливали.) Компания оказывается замурованной. Но из глубин пещеры к ним выходит передатчик, пещерник-камера (таких легендарных кадров в этих кругах тоже сколько угодно). Он обещает вывести открыто дальним выходом, путь к которому лежит сквозь никем не посещаемую «систему Ада» (системами спелеологи называют изолированные группы полостей). Следом тяжелейшего подземного странствия герои вываливаются в освещенные коридоры, а потом встречают людей. Бешено странных людей. С этого момента и без того безрадостное повествование превращается в законченный убийственный ерунда, сюрреальный, но здорово правдоподобно обрисованный. Они оказываются в замурованной под землей антиутопии в духе Войновича («Москва, 2042») или Пелевина («Омон-Ра») – пародийной, но никак не шуточный. Ничего там нет смешного. Все страшно, грязно, кроваво и противно. И читать противно, и оторваться невозможно. Все по-серьезному.
Никому не могу расхвалить эту книгу. Нормального человека она может шокировать с непредсказуемыми последствиями. Безрогая корова хоть шишкою да боднет, не исключено, что я преувеличиваю, накладывая на текст приватизированный квалифицированность. Коль скоро вы не плутали под землей в поисках выхода и не лежали под каменным завалом, примете все как дурную сказку.
В любом случае, это странная труд. Я не могу определить ее род. Для хоррора она сделана ватсон, но так безыскусно может рассказывать лишь самовидец. От сего непритязательного текста исходит энергия, от которой упаси бог не содрогнуться. Держитесь подальше! Юродство два шага.
О сайте
Кресло-робот или результат похода в салон красоты
ГИБДД ужесточит ответственность за нарушение ПДД
Комментариев нет:
Отправить комментарий